
Особенности управления трактором МТЗ 82
27 августа 2025 2025-08-27 8 Время чтения 22 минуты Прочитать позже
Оглавление
ToggleОтправим материал на почту
Согласен на обработку персональных данных. политика конфиденциальности
Для выполнения тяжелых работ в разных сферах народного хозяйства применяется спецтехника. Самоходный транспорт бывает узкого назначения и универсальный. Второй справляется с широким кругом задач. К нему относится тягач МТЗ 82.
В статье рассмотрим общее устройство и органы управления трактора.
Общее устройство трактора
Трактор МТЗ 82 представляет собой колесную полноприводную версию 80-й модели. Универсальность назначения объясняется способностью выполнять большой спектр строительных, сельскохозяйственных, коммунальных, а также транспортных работ. Агрегат отличается высокой тяговой мощью и стойкостью к нестандартным условиям эксплуатации (включая суровый климат).
Справка!
Другое название трактора МТЗ 82 – Беларус. Это официальная марка в современной интерпретации. До 1993 года она звучала несколько иначе – Беларусь.
Конструкция тягача полурамная. Остов состоит из 2-х швеллеров, расположенных продольно. Между собой элементы соединяются спереди литым брусом. Кроме этого несущая система имеет жесткий каркас, оснащенный задним мостом, муфтой сцепления и коробкой передач.
Высокая проходимость самоходки достигается за счет наличия следующих опций:
- полного привода;
- блокировки дифференциала;
- самоблокирующегося дифференциала переднего моста.
В качестве силового агрегата выступает 4-цилиндровый дизельный двигатель (к примеру, Д-243). Его мощность составляет 81 л. с. Тип охлаждения – жидкостный. Циркуляция – принудительная. За функционирование мотора отвечают следующие системы: смазочная, топливная и охлаждающая.
Справка!
За пуск дизеля отвечает пусковой двигатель. Его параметры соответствуют мощности и модификации основной силовой установки. В тракторах раннего выпуска использовался ПД-10. Новые тягачи переоборудовали на современные стартерные системы запуска.
Теперь разберем ходовую часть и шасси. Основным узлом трансмиссии Беларуса является коробка передач. Тип – механический. Режимы: 18 вперед, 4 назад. От трансмиссии на колеса крутящий момент передает ведущая ось, а от КПП на ведущий мост (передний) энергия поступает при участии раздаточной коробки.
Ключевыми элементами ходовой части являются:
- движитель;
- полурама;
- остов;
- ведущий передний мост;
- подвеска;
- крепежи.
Устройство тягача включает гидравлическую систему раздельно-агрегатного типа. Она выполняет функцию управления положением различного навесного/полунавесного оборудования. Основными компонентами являются гидронасос (НШ-32), гидроцилиндры, распределитель, трубопроводы и бачок для масла.
Трактор оснащен каркасно-панельной герметичной кабиной с большими окнами, обеспечивающими хорошую обзорность. Для удобства пользования предусмотрены рулевое колесо в откидном варианте исполнения, поручень, подножка, подрессоренное сиденье, которое можно настроить под оператора. Вентиляция осуществляется естественным образом (воздух циркулирует через заднее окно и люк на крыше).
Режимы работы трактора
В зависимости от характера планируемых задач выбирается режим работы тягача. Всего их два: транспортный и технологический.
Транспортный
Данный режим используется при смене места самой самоходки и перемещении грузов с участием прицепных транспортных средств, навесного/прицепного оборудования. Суть управления сводится к выбору и переключению скоростей КПП, а также контролю направления движения машины путем воздействия на рулевое колесо. Оператор должен обладать навыками вождения, иметь подтверждающие документы.
Технологический
Режим применяют в тех случаях, когда трактор работает в паре с функциональным дополнением: прицепными/навесными устройствами. При этом сама позиция тягача не принимается во внимание: он может находиться в движении или стоять, передавать привод на оборудование или выполнять операции, не нуждающиеся в приводе.
Справка!
Вне зависимости от того, какие работы выполняет тягач, проводить их следует с соблюдением не только технологических требований, но и правил безопасности.
Процесс управления трактором осуществляется с учетом таких параметров:
- скорости движения;
- частоты вращения приводного вала;
- высоты среза;
- глубины обработки;
- ширины захвата и пр.
Чтобы задача, связанная с применением тягача в сочетании с дополнительным оборудованием, была исполнена квалифицированно, составляют технологическую карту. В документе подробно представлены важные параметры.
Как уже было подмечено ранее, Беларус можно эксплуатировать в паре с оборудованием, которому необходима передача привода.
Осуществляется это одним из вариантов:
- механическим – мощность передается с помощью вращения вала отбора мощности;
- гидравлически – переход энергии достигается за счет давления рабочей жидкости гидронавесной системы.
В некоторых случаях используется инерция, создаваемая выхлопными газами функционирующего мотора либо давление воздуха пневмосистемы.
Сектора управления
Органами управления трактора принято считать его ключевые узлы и системы, с помощью которых транспортное средство приводится в движение, контролируется работа не только самой машины, но и дополнительного оборудования.
К секторам управления относят:
- рулевой механизм, рулевые тяги, наконечники, втулки, сошки, пальцы;
- трансмиссию и движение (сцепление, КПП, блокировку дифференциала);
- систему навесного оборудования (коробку отбора мощности, гидросистему);
- другие элементы (рычаги управления, педали, переключатели и др.)
Органы управления помогают не только контролировать движение самоходки, включая силовой агрегат и дополнительное оборудование, но и создают комфортные условия эксплуатации (включают освещение, обогрев, стеклоочистители, сигналы и др.)
Управление движением трактора
Процесс управления трактором МТЗ 82 состоит из нескольких операций. При их выполнении используются разные сектора.
Рассмотрим ключевую взаимосвязь функционала и органов управления:
- запуск силовой установки (сцепление, КПП, рычаг переключения передач, педаль газа);
- включение передач и остановка (педали сцепления и газа, рычаг переключения передач);
- регулировка оборотов мотора, скорости (педаль газа);
- выбор нужной скорости движения (рычаг переключения передач);
- повороты (рулевое колесо);
- торможение (педаль тормоза).
Взаимосвязь здесь в том, что каждое действие тракториста невозможно выполнить одним узлом – всегда задействуется комбинация элементов.
Важно!
Чтобы понять, как ездить на тракторе Беларусь, нужно усвоить правила эксплуатации тягача, научиться заводить машину, переключать передачи, обеспечивая соответствующее положение рычага, выполнять торможение.
Управление двигателем трактора
Заводить мотор можно после проведения техпроверки. Процедура выполняется регулярно. Основные моменты, подлежащие испытаниям: уровень масла в картере двигателя, топлива в баке, масла в гидронавесной системе, охлаждающей жидкости.
Пошаговые действия, как запустить двигатель:
- Установить ногу на педаль сцепления и выжать ее до упора.
- С применением рычага переключения передач выбрать «нейтралку».
- Нажать на стартер, плавно надавить ногой на педаль газа, чтобы увеличить обороты мотора. Запуск агрегата появляется после подачи топлива в двигатель.
Современные версии тягача имеют сблокированную систему безопасности с электросистемой, которая питает пусковой двигатель. Это обязывает устанавливать пусковое положение рычага. В обратном случае после проворота ключа подача напряжения на стартер заблокируется. Ранее выпущенные трактора не оснащались данной системой. При запуске силового агрегата рычаг КПП ставили в нейтральное положение.
Управление КПП
Стандартная эксплуатация МТЗ 82 предусматривает использование КПП 2-мя органами управления – это рычаги переключения передач и понижающего редуктора.
Пошаговые действия, как переключать передачи:
- Нажать на педаль сцепления, выбрать передачу.
- Плавно отпустить сцепление, добавить газ.
- Перевести рычаг управления в исходное положение для выбора новой передачи.
- Неспешно отпустить сцепление.
Скорость выбирают с помощью рычага переключения скоростей, перемещая его продольным движением по отношению к оси движения. У этого узла также есть поперечная линия относительно той же оси. Она обозначает нейтраль.
Управление тормозами
В тракторах МТЗ 82 оно осуществляется тормозными педалями. Их всего две. Каждая отвечает за торможение одного колеса. Благодаря такому решению выполняется поворот машины.
Тормозной механизм – это система с нажимными дисками. При нажатии на педаль происходит их разжим, из трансмиссии поступает масло для смазки.
Принцип действия механизма следующий. После нажатия на педаль нажимные диски поворачиваются, что приводит к выкатыванию из лунок шариков. Проходя между дисками, они разжимают их. Сжатие элементов обеспечивает торможение вала.
Управление блокировкой дифференциала
Дифференциалом называют механизм, расположенный на заднем мосту. Его функцией является распределение крутящего момента, вращение ведущих колес с разной скоростью во время поворотов. Это существенно улучшает маневренность, сцепление машины с грунтом.
Блокировка дифференциала также является механизмом, с помощью которого связываются ведущие колеса заднего моста. При этом крутящий момент передается им одновременно. Такой конструктивный ход предупреждает пробуксовку тягача при движении по скользкой, рыхлой почве, на сложных участках дороги. Как результат – улучшенная проходимость.
Управление механизмом выполняется с помощью переключателя в виде клавиши. Он установлен в кабине трактора. Настраивается в 3-х положениях. Включение верхней части активирует блокировку. Принятие средней позиции запускает слив масла. Использование нефиксированного нижнего положения обеспечивает активность блокировки даже в моменты поворота передних шасси.
Важно!
Активировав функцию блокировки дифференциала, нужно учитывать, что скорость движения трактора не должна превышать 10 км/ч. Также следует избегать буксования.
На тракторах, оснащенных гидроусилителем руля (ГУР), блокировка осуществляется в автоматическом режиме с помощью датчиков. Доступно два режима работы механизма: автоматический и принудительный. В тягачах с гидрообъемным рулевым управлением – только один (принудительный).
Управление механизмом выполняется путем манипуляций на рукоятку, которая размещена немного ниже приборной панели:
- выключение блокировки – поворот ручки против часовой стрелки в крайнее положение;
- автоматический режим – поворот ручки на 90 градусов по часовой стрелке;
- принудительный режим – рукоятка принимает крайнее правое положение.
Отключение принудительной блокировки с ГУРом выполняется путем нажатия на соответствующую педаль, которая подает масло к муфте. При этом положение управляемых колес выбирается прямое.
Управление валом отбора мощности
Передача вращения от силового агрегата тягача прицепному/навесному оборудованию происходит при непосредственном участии вала отбора мощности. Управляется он с помощью тяги, которая размещена в версии МТЗ 82 слева от сиденья тракториста. Чтобы активировать ВОМ, нужно зафиксировать тягу в верхнем положении. Принятие нижней позиции означает, что опция отключена.
Справка!
ВОМ имеет 2 режима скорости вращения (571/755 оборотов в минуту). Вариант выбирают в зависимости от того, как настроен рычаг понижающего редуктора.
Последовательность действий при управлении ВОМ:
- Запустить мотор тягача.
- Слева от сиденья найти тягу и поднять ее в верхнее фиксируемое положение. Это приведет к включению вала.
- Выбрать нужную скорость путем перевода ручки понижающего редуктора в нужную позицию.
- Остановить вал, опустив тягу вниз.
Правильный выбор режима обеспечивает высокую производительность и оперативную эффективность работы.
Видеоописание
Видео о том, как устроено управление трактором МТЗ-82.1 – он практически не отличается о того, что рассмотрен в материале:
Коротко о главном
Управление трактором Беларус на первый взгляд может показаться примитивным. На самом деле существует много нюансов, которые отрабатываются при выполнении определенных задач. На курсах трактористов подробно рассматривается устройство тягача и функциональность всех механизмов. Также в помощь – руководство по эксплуатации самоходки.