От «А» до «Я»: «Мосметрострой» прирастает трудовыми династиями
Разное

От «А» до «Я»: «Мосметрострой» прирастает трудовыми династиями

Династия Яровых Пожалуй, точного определения трудовой династии не существует. Обычно оно подразумевает членов одной семьи, их близких родственников нескольких поколений — последователей профессии, работающих в одной сфере. В России, особенно в старых промышленных регионах, этому понятию издавна придавали высокий созидательный смысл — трудовыми династиями гордились, на их опыте воспитывались целые поколения.

Известно, что в трудовых династиях особенности и специфика определенных видов работ усваиваются с детства, что позволяет развивать и углублять навыки, оттачивать мастерство из поколения в поколение. Принадлежность к трудовой династии повышает у ее представителей личную профессиональную ответственность. Этот очевидный факт отражен в книгах и фильмах советского периода.

И сегодня трудовые династии — показатель социальной стабильности предприятия, престижа компании, поэтому их представителей в социально ориентированных компаниях популяризируют и ценят.

Яркий пример — многолетние «династические вахты» коллектива «Мосметростроя», отметившего в этом году свое 94-летие, в профессиональном арсенале династий — все 100 рабочих профессий метростроителей. О некоторых из них «Стройгазете» рассказал председатель Совета ветеранов войны и труда «Мосметростроя» Борис Пригода.

Династия Арушановых — одна из самых известных в компании, ее трудовой стаж насчитывает около 170 лет. Основатель — Гурген Асатурович, прошедший путь от слесаря на первой и второй очередях метро до главного механика, — участвовал в сооружении станций «Красные Ворота», «Маяковская», «Краснопресненская», стаж более полувека. Его супруга Зинаида Алексеевна отдала метрострою около десяти лет, занимаясь организационно-педагогической деятельностью. Династию продолжили дети.

Эдуард проработал в прославленной организации более 35 лет: пришел на строительство метро после седьмого класса учеником в бригаду слесарей, впоследствии уже сам руководил комплексной бригадой в «СМУ-1», строил «Кузнецкий Мост», «Шаболовскую», «Беляево », принимал участие в сооружении перегона между станциями «Коньково» и «Тёплый Стан», где установил непревзойденный до сих пор всесоюзный рекорд: за 15 дней было смонтировано 670 метров тоннеля.

Профессию метростроителя освоила и дочь Лидия, выпускница Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. На должности инженера по подготовке кадров она поддерживала тесную связь с московскими вузами и техникумами, с профессионально-техническими училищами, участвовала в распределении молодых специалистов по коллективам, организовывала производственную практику, разрабатывала программы для техшколы; ее стаж на предприятии — 32 года.

В Коммунально-строительном управлении «Мосметростроя» 40 лет проработала также племянница Гургена Арушанова Жанна Газарова.

Династия Егоровых в «СМУ-8 Метростроя» — одна из самых молодых, но и перспективных — ей пока 36 лет. Юрий Алексеевич пришел в «Мосметрострой» в 2001 году электромонтажником участка №4, имея пятый — высший — разряд, он трудится по специальности и по сей день, ведет на проходке монтаж высоковольтных кабелей и электрических проводов, осуществляет подключение машин и лебедок, эскалаторов и систем вентиляции.

Сын Юрий с 2013 года трудится в механическом цехе, занимаясь ремонтом машин и оборудования, проявил себя вдумчивым специалистом и мастером своего дела.

На счету отца и сына участие в сооружении станций метро «Бутырская», «Савёловская», «Шереметьевская», строительстве перехода на станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (БКЛ).

Сатышевы RSS_4044.jpg

Династия Сатышевых

Основателем династии Сатышевых (общий стаж 75 лет) стал Андрей Николаевич, который по окончании в 1977 году Ташкентского политехнического института работал мастером горного производственного участка и старшим инженером по горным выработкам, а с 1982 года трудился в строительно-монтажных управлениях «Ташметростроя», откуда в 1998-м его пригласили на сооружение метро в столицу, где он работал начальником производственно-технического отдела, главным инженером, впоследствии — заместителем генерального директора «СМУ-12 Мосметростроя», главным инженером проекта в «Инжпроекте» Метростроя. Принимал участие в сооружении станций «Алма-Атинская», «Тропарёво», «Румянцево», а также в строительстве Серебряноборского тоннеля.

По его стопам пошли сыновья. Старший Евгений начал карьеру в 2001 году после окончания института мастером, инженером по качеству на Черкизовском заводе метростроя, затем перешел в «Спецметрострой» и в «СМУ12 Мосметростроя», где работал заместителем, а затем начальником участка. В 2017-м его назначили заместителем главного инженера, а спустя четыре года — главным инженером «СМУ-12 Мосметростроя». Участвовал в сооружении Серебряноборского тоннеля, станций метро «Саларьево», «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровского диаметра, «Савёловская» (БКЛ).

Младший сын Сергей в 2007 году после университета пришел трудиться диспетчером в «Спецметрострой». Спустя пять лет стал главным диспетчером, а в 2017-м — начальником транспортного цеха «СМУ-12 Мосметростроя», получив заочно еще одно высшее образование. Участвовал в сооружении станций «Тропарёво», «Волоколамская», «Физтех», сейчас трудится на строительстве станций «Гольяново» и «Липовая Роща».

Цеценко RSS_7756.jpg

Династия Цеценко

Династия Цеценко на первый взгляд немногочисленна — отец и сын, — тем не менее насчитывает более полувека трудового стажа в «Мосметрострое». Основатель династии Анатолий Георгиевич был направлен в «СМУ-8 Метростроя» по распределению в 1987 году, принимал участие в возведении станций «Цветной Бульвар», «Римская», «Марьина Роща», «Бутырская» Люблинско-Дмитровской линии. До сих пор остается верен раз и навсегда выбранной профессии. Сейчас он маркшейдер (разметчик) участка.

Сын Андрей еще в школе определился с будущей профессией и затем учился по специальности «Маркшейдерское дело и геодезия». Практику проходил в «СМУ-8 Метростроя», куда в 2011-м, будучи студентом 5-го курса, был принят горнорабочим. Защитив диплом, перешел на должность сменного маркшейдера. Участвовал в сооружении станций «Бутырская» и «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии, «Савёловская» и «Марьина Роща» БКЛ. Сегодня — ведущий инженер производственно-технического отдела «СМУ-8 Метростроя».

Основатель династии Яровых (общий трудовой стаж на метрострое 88 лет) Василий Павлович пришел в «Мосметрострой» в 1979 году машинистом экскаватора, затем, досконально освоив профессию и отучившись в техникуме, переквалифицировался в механика. С 2001 года работает начальником участка «Строймехсервиса Метростроя», занимающегося строительными машинами. Среди объектов, в создании которых он участвовал, — станции «Домодедовская», «Румянцево», «Саларьево», сейчас строит «Липовую Рощу» и «Гольяново».

В одном подразделении с ним трудится и сын Сергей, после института начинавший работу мастером. Сейчас он — заместитель начальника участка, специализирующегося на разработке грунтов. За 24 года он участвовал в сооружении станций «Славянский Бульвар», «Физтех», депо «Митино», реконструкции станции «Варшавская».

Пять лет назад перенял эстафету деда и отца внук Павел, который трудится с ними в одном управлении. Начинал проходчиком, потом переучился на бетонщика. Закончив вечерний институт, перешел в отдел материально-технического снабжения на должность специалиста. Сооружал станцию «Сокольники» БКЛ, сейчас работает на строительстве станций «Кленовый Бульвар» Бирюлевской линии, «Липовая Роща» и «Гольяново».

Много лет отдал «Мосметрострою» и старший брат Василия Павловича Николай. В 1998 году он устроился в трудовой коллектив механиком, потом стал начальником участка, который занимался разработкой траншей и котлованов методом «стена в грунте». На его счету станции «Тропарёво», «Румянцево» Сокольнической линии.

«2 октября — напомнил Борис Пригода, — свой профессиональный праздник отметили метростроители — без преувеличения, представители героической профессии, каждодневным трудом создающие сложнейшую подземную инфраструктуру в столице и других городах-миллионниках, сформировавшие уникальный коллектив, выковавшие когорту самоотверженных, но удивительно сплоченных людей».

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.